Полнометражные мультфильмы, основанные на фольклоре, мифах и легендах народов мира для взрослых 1. Шедевр мировой мультипликации: фильм Томма Мура, созданный на основе Келлской книги и средневекового ирландского фольклора «Тайна аббатства Келлс» (2009) 2. Философская анимационная притча «Пророк» (2014) 3. Полнометражный мультфильм для взрослых «Кот раввина» (2011) 4. Полнометражный мультфильм «Синдбад: Легенда семи морей» (2003) 5. Анимационный фильм Нины Пейли «Сита поет блюз» (2008) 6. Анимационный фильм Лесли Кин «РА: Путь Бога Солнца – Видение Древнего Египта» (1990) 7. Анимационный фильм Марии Ховенко «Повесть временных лет» (2010) 8. Анимационный фильм Мишеля Осело «Кирику и колдунья» (1998) 9. Психоделическое мифологическое творение Марцеля Янковича «Сын белой лошади» (1981) 10. Философский анимационный фильм Марцеля Янковича «Трагедия человека» (2011) 1. Шедевр мировой мультипликации: фильм Томма Мура, созданный на основе Келлской книги и средневекового ирландского фольклора «Тайна аббатства Келлс» (2009) На дворе 9 век. В ирландской глубинке спряталось старинное аббатство Келлс, которым руководит авторитарный настоятель. Воспитанный им племянник-сирота по имени Брендан — мальчик славный и способный. Ему 12 лет, и он вместе с другими монахами старательно трудится над укреплением стен аббатства для защиты от набегов викингов. Новая полная приключений жизнь ждет Брендана с прибытием Брата Эйдана, знаменитого художника и хранителя необычной незаконченной книги с иллюстрациями. Эйдан принимает мальчика под свое крыло и посвящает его в искусство иллюстрации, пробуждая невероятный интерес и удивительный талант... В основе фильма лежит легенда о Келлской книге — богато иллюстрированной рукописной книге, созданной ирландскими монахами. Хранилась в Келлском аббатстве, основанном в местечке Келс в середине VI века св. Колумом Килле. Некоторые из рисунков мультфильма напрямую соотносятся с изображениями книги: например, формы деревьев в сцене, когда Брендан впервые входит в лес, напоминают формы колонн и арок на одной из страниц рукописи. Имена героев фильма также соответствуют историческим прообразам. Так кличка кота Эйдана (Пангур Бан) взята из древнеирландской поэмы VIII века, написанной монахом и посвященной его коту. Во время финальных титров звучит текст этого стихотворения. Имя «лесной феи» Эшли (Aisling) дословно означает «воображение» и отсылает к названию ирландского поэтического жанра «эшлинг», описывающего видения лирического героя, в которых перед ним предстает прекрасная женщина. 2. Философская анимационная притча «Пророк» (2014) Фильм является вольной экранизации одного из самых популярных произведений мира – книги «Пророк» Халиля Джебрана, соединяющей традицию западной философии Нового времени со средневековой суфийской символикой. Книга, состоящая из 26 стихотворений в прозе, была переведена более, чем на 40 языков. Над созданием мультфильма трудились известные аниматоры со всех уголков планеты: Томм Мур («Песнь моря») — эпизод Мура «сочетает традиционные исламские узоры с элементами творчества Густава Климта». Нина Пэйли («Сита поет блюз»), Билл Плимптон («Идиоты и ангелы»), Жоанн Сфар («Кот раввина»), Джоан С. Грац («Мона Лиза, спускающаяся по лестнице»), Гаэтан и Пол Брицци («Фантазия 2000») и др. Соответственно в мультфильме представлены различные подходы и анимационные техники. Разные команды занимались отдельными главами книги, поэтому каждая из глав выполнена в своём уникальном стиле не только повествования, но и графики. Родившийся в семье маронитов, Халил Джебран находился под влиянием не только своей религии, но и ислама, особенно мистицизма суфиев. Сравнения и параллели у Джебрана также основаны на теологических идеях Уолта Уитмена и Ральфа Уолдо Эмерсона, таких, как реинкарнация и Верховная душа. На работу Джебрана оказали влияние исламское и арабское искусство, европейское Возрождение (особенно Леонардо да Винчи) и романтизм (Уильям Блейк и Огюст Роден), творчество прерафаэлитов, а также современный ему символизм и сюрреализм. 3. Полнометражный мультфильм для взрослых «Кот раввина» (2011) Поэзия, сказка для взрослых и продуманный, интеллектуальный и ужасно смешной спор об иудаизме. Фильм снят по одноименной рисованной истории Жоанна Сфара. История о жизни во французском Магрибе (Алжир) начала прошлого века. Здесь мирно сосуществовали мусульмане, евреи, христиане, здесь живет раввин Сфар со своей дочерью, шумным попугаем и озорным котом. И все у них тихо-мирно, но вот однажды кот раввина съедает попугая и... начинает говорить. Причем лжет на каждом шагу, постепенно сводя с ума окружающих. Раввин решает обучить его Торе, а кот настаивает на изучении Кабаллы и просит провести ему бар-мицву... Французский анимационный фильм режиссера Антуана Делево «Кот раввина» был номинирован на «Оскар» и получил премию «Сезар» за лучший анимационный фильм 2011 года. 4. Полнометражный мультфильм «Синдбад: Легенда семи морей» (2003) Вдохновением для создания этого увлекательного мультфильма послужили аравийские легенды о знаменитом мореплавателе Синдбаде-мореходе, легендарном герое арабских сказок. Захватывающая история начинается тогда, когда Эрис (Эрида), зловещая богиня Хаоса, крадет Книгу Мира, подставив тем самым Синдбада и сделав из него преступника. В результате главного героя арестовывают, судят и отсылают в Тартар. Намеревающийся доказать свою невиновность, мореход отправляется в царство Эрис, кишащее ужасными монстрами... Прекрасная волшебная сказка. Увлекательный сюжет, живописные виды, яркие персонажи, древняя мифология. 5. Анимационный фильм Нины Пейли «Сита поет блюз» (2008) Основной сюжет этого необычного анимационного фильма основан на индийском эпосе «Рамаяна». Бог Рама обвинил обожающую его супругу богиню Ситу в измене. Прекрасная лотосоподобная Сита вынуждена неоднократно доказывать свою преданность и всеми силами пытаться вернуть любовь своего мужа. Вторая сюжетная линия разворачивается в современном Сан-Франциско, где живет и творит художница Нина, брошенная возлюбленным, уехавшим работать в Индию. Художница Нина Пэйли создавала этот фильм одна на домашнем компьютере целых пять лет. И, надо сказать, результат вышел впечатляющим. Режиссер использовала в своем творчестве множество различных приемов, от книжной графики до техники в стиле поп-арт. Одни герои изображены как персонажи театра теней, другие созданы в стиле традиционной индийской книжной миниатюры, третьи словно сошли с полотен Энди Уорхола. В целом графика мультфильма выглядит очень психоделически. 6. Анимационный фильм Лесли Кин «РА: Путь Бога Солнца – Видение Древнего Египта» (1990) Авторский анимационный фильм Лесли Кин создан по мотивам древнеегипетской мифологии. Мультфильм состоит из 3 частей («Рассвет: Сотворение», «Полдень: Год Короля», «Ночь: Врата Подземелья») и охватывает период от сотворения мира до нисхождения бога Ра в Подземное царство. Автор работала над фильмом четыре года: проект полностью был создан и реализован в Глазго компанией Persistent Vision Animation, единственной на то время шотландской анимационной студией. В фильме сочетаются традиционные приемы 2D-анимации вкупе со специальными оптическими эффектами, что создает неповторимое визуально-эстетическое восприятие древнеегипетских мифов о нашем мире и роли в нем человека. 7. Анимационный фильм Марии Ховенко «Повесть временных лет» (2010) 24 серии одним фильмом Иллюстрация к одноименному летописному своду, составленному в XII веке монахом Киево-Печерской обители, преподобным Нестором Летописцем. Летопись вобрала в себя в большом количестве сказания, повести, легенды, устные поэтические предания о лицах и событиях древнейшей истории, начиная с ветхозаветных времен. «Повесть временных лет» излагает историю славянских народов от первых киевских князей до начала XII века. Это самый ранний летописный свод Древней Руси. Название своду дало начало первой фразы: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». 8. Анимационный фильм Мишеля Осело «Кирику и колдунья» (1998) Созданный на основе западноафриканских народных сказок, анимационный фильм легендарного французского режиссера рассказывает о противоборстве необычного мальчика Кирику и злой ведьмы по имени Караба. Мультфильм удостоен Гран-при самого престижного в мире фестиваля анимационных фильмов Анси в 1999 году. Мишель Осело — легендарное имя в анимационном мире. В отличие от многих талантливых собратьев по рискованному делу «одушевления», Осело давно вышел за пределы собственно анимационного «гетто». Его фильмы удостаиваются призов не только специализированных фестивалей, но и «Сезаров», каннских наград. Телевизионные показы его «серийных» работ собирают немыслимые рейтинги, а полнометражные картины (прежде всего «Кирику и Колдунья») в Европе взрывают бокс-офис. Стиль фильмов Осело, при всем различии технологий, — родом из детства. Режиссер, рожденный на французской Ривьере, с малолетства жил в Гвинее. Западная Африка — его вторая родина. Декоративный колорит «черной этники» — язык, на котором он свободно говорит на экране. Если говорить о предтечах, на которые опирается его стиль, то это замысловатый микст древнегреческой керамики, древнеегипетских канонов, изысканных книжных гравюр Хокусая, иллюстраций британцев Артура Ракхема и Хит Робинсон и, конечно же, цепкой утонченности графического пера Обри Бёрдсли. 9. Психоделичное мифологическое творение венгерского режиссера Марцеля Янковича «Сын белой лошади» (1981) Марцель Янкович — аниматор совсем не детский. «Сын белой лошади» посвящен истории и мифологии скифов, гуннов, авар и других степных народов. Это первая серьезная венгерская анимационная лента сразу же вошла в анналы лучшей мировой мультипликации и сейчас обязательна к просмотру студентам-аниматорам и киноведам. Для детей фильм совершенно бесполезен, взрослым желательно ознакомиться с энциклопедией «Мифы народов мира», работами Фрезера («Золотая ветвь») и Проппа («Исторические корни волшебной сказки»). Мультфильм создан по мотивам венгерской народной сказки и построен как приношение старику Проппу: Старый Король, женитьба трех сыновей, роковой запрет не открывать трех замков, за которыми томятся трое драконов — а потом неожиданно настоящая смерть мира с переворачиванием Мирового Древа и убийством королевичей во сне после нарушения запрета. Ну что ж, это, видимо, аромат безжалостных гуннов: главного героя вынашивает Белая Лошадь, в которую обратилась Королева после наступления тьмы — ей вообще пришлось родить всех тех же королевичей заново, только в мертвом мире... Для психоделической анимации это настоящее малоизвестное сокровище: именно мифологический сюжет титаномахии, борьбы космических сил с хтоническими, а также пространство неустойчивой, строящейся космологии вкупе с сырыми, еще кочевническими мифологемами позволяет стилю развернуться до эпохального уровня, показать и устрашающие силы зла, и потерянность целой вселенной, и восход нового творения на руинах старого. Начинает казаться, что именно стилем новых кочевых племен или же стилем зародыша нового творения в мире драконов Контроля психоделия и должна являться. Фильм не рассчитывался на детскую аудиторию: жестоких убийств, анатомических подробностей и взрослых отсылок в нем хоть отбавляй, да и смотреть его в пол-глаза не будет никакого удовольствия. Зато для сосредоточенного зрителя это будет целое путешествие! 10. Философский анимационный фильм Марцеля Янковича «Трагедия человека» (2011) В основу этого анимационного фильма положена одноименная поэтическая пьеса венгерского философа и поэта Имре Мадача. По замыслу, форме и глубине философии это произведение нередко сравнивают с «Фаустом» Гёте. Побывав в Древнем Египте, Греции, Риме, средневековой Европе и революционной Франции, мы видим всю человеческую историю, полную горестей, трагедий и разочарований. Действие начинается с бунта Люцифера, который отказывается признавать красоту Божественного мира, а затем соблазняет к грехопадению Адама и Еву… Отдельно стоит отметить роскошную анимацию, меняющуюся с переходом героев от эпохи к эпохе. Каждый новый фрагмент эстетически подчеркивает основную идеологию и стилистику, задававшую тон тому времени. Сложно назвать другое мультипликационное произведение такого же масштаба, напряжения и пафоса. «Трагедия человека» венгерского режиссера Марцелла Янковича идет 2 часа 40 минут, охватывает всю историю человечества и транслирует весьма непростые философские идеи.

Теги других блогов: мультфильмы фольклор взрослые